Притчи и мифы

Даосские притчи от Чжуан-цзы

Достойность Небесной власти

Даосские притчи от Чжуан-цзы / Достойность Небесной власти

Даосские притчи от Чжуан-цзы

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден то, чтобы пережить его вновь. Д. Сантаяна
(даосская притча)

Достойность Небесной власти

Учителя Яо звали Сюй Ю, учителя Сюй Ю звали Беззубым, а учителя Беззубого звали Ван Ни.
Вот однажды Яо спросил у Сюй Ю:
— Можно ли Беззубого облечь Небесной властью? Я попрошу Ван Ни передать ему это предложение.
— Вручать ему бразды правления в Поднебесной опасно! — ответил Сюй Ю. — Ведь Беззубый сообразителен и умудрён знанием — прочие с ним не сравнятся. Если человеческое в нём восполнить небесным, он сможет запретить преступления, но не сможет понять, из чего преступления проистекают. Как же можно облечь такого Небесной властью? Он будет полагаться лишь на человеческое и отринет небесное, будет поступать по собственному разумению и идти наперекор другим. А ещё он чтит знания, а в поступках скор, как огонь. Однако же он привязан к обстоятельствам, любит смотреть по сторонам и получать одобрение толпы, переменчив и не имеет постоянства в помыслах. Разве достоин он Небесной власти? Хотя у него есть свой род и предки, и он может быть отцом многих, ему не под силу быть отцом отца многих. Поистине, он породит смуту в мире. Поставь его лицом на север — навлечёт бедствие. Посади его лицом на юг — станет разбойником!